Дмитрия Левицкого, выдающегося художника-портретиста эпохи классицизма в Восточной Европе, российская историография подает непременно как российского живописца, а ведь правда состоит в том, что он украинский художник, ибо корни его рода произросли на благодатной украинской земле. Не покидает горькое чувство обиды, что украинцы, как и во многих других случаях, без отпора отдают его творчество россиянам и российской традиции…
Дмитрий Левицкий родился в 1735 году (по другим источникам – 1737), вероятнее всего в Киеве в старинном священническом роду, ведущего свое начало от «патриарха», священника Василия Носа. Отец Василий был рукоположен во священника к Михайловской церкви села Маячка Полтавской области. Его потомки на протяжении нескольких поколений были приходскими священниками в Маячке. Священником был и отец художника Григорий Кириллович, который и изменил родовую фамилию Нос на Левицкий. Считается, что он сделал это во время пребывания в Германии, где он изучал граверское ремесло.
Григорий Левицкий был выдающимся украинским гравером на меди и прекрасным художником. Он тесно сотрудничал с типографией Киево-Печерской лавры и Киево-Могилянской академией. Плодотворная творческая жизнь вынудила его поселиться в Киеве, где он приобрел дом на Подоле. И можно предположить, что детские годы и юность Дмитрия Левицкого прошли в Киеве, на Подоле.
Первые шаги в живописном ремесле, Дмитрий делал под руководством отца. Но основательную школу художественного мастерства прошел у замечательного российского живописца Алексея Антропова. В 1752 году Антропов приехал в Киев для выполнения живописных работ в построенной по проекту Растрелли церкви Андрея Первозванного, где он проработал на протяжении трех лет. Российскому мастеру было дано разрешение привлекать к этим работам местных умельцев. И в его «малярскую команду» попадают отец и сын Левицкие, которые активно помогали ему в росписях церкви. Так семнадцатилетний Дмитрий познакомился со своим будущим учителем и наставником.
Видя незаурядный талант украинца, Антропов по окончании реставрационных работ церкви, забирает с собой Левицкого в Санкт-Петербург, где тот продолжил обучение в его мастерской. Десятилетняя учеба и совместная работа с даровитым российским портретистом принесла свои плоды: его талантливый ученик виртуозно овладел всеми средствами построения портрета. Это позволило Левицкому поплыть в самостоятельное творческое плавание в бурном океане изобразительного искусства.
Наивысший расцвет творчества Левицкого припадает на семидесятые-восьмидесятые годы, когда он становится академиком Санкт-Петербургской академии художеств. Золотую академическую медаль 35-летний Левицкий получил за первое место (портрет архитектора Кокоринова) на академической выставке в «борьбе» с такими художниками, светилами первой величины как Лосенко и Гроот.
За эти годы он создал уникальную галерею современников. Ему позировали придворные и дипломаты, аристократы и философы, деятели культуры и просветители – все окружение «седой развратницы» и блестящей императрицы Екатерины Второй. В это же время художник написал серию шедевров посвященных воспитанницам Смольного института благородных девиц и великолепный цикл интимных портретов. Во всех этих портретах выполненных с необыкновенной тщательностью, Левицкий сумел добиться ошеломляющей выразительности и точности. Отдельно в этом ряду стоит портрет единственной дочери Агафьи, где она изображена в свадебном наряде российской крестьянки.
Дмитрий Левицкий занимался и преподавательской деятельностью с 1771 по 1788 годы, руководил портретным классом в Академии художеств. С его школы вышло много украинских (Леонтий Миропольский, Семен Маяцкий, Лентий Калиновский, Владимир Боровиковский, Иван Бугаевский-Благодарный и др.) и российских художников-портретистов.
Поздняя живопись Левицкого – это большое количество заказных портретов официальных лиц: царедворцев, полководцев екатерининских войн, светских львов и львиц. Под его рукой плодовитая кисть выделывает гармоничную эффектность композиции, интенсивность и тональность единства красочных оттенков, выразительность позы и жестов. Последней его работой стал портрет брата, священника Порфирия Левицкого, который был написан в 1812 году. Начиная с этого года, Дмитрий Григорьевич, через постигшую его слепоту, перестал заниматься любимой работой. Умер выдающийся художник-портретист 4 апреля 1822 года.
Дмитрий Левицкий всегда гордился своим происхождением, проявлял большой интерес к украинской культуре, заботился, чтобы и его работа была ей на пользу.
Портрет архитектора А.Ф. Кокоринова (1770)
Портрет воспитанниц «Воспитательного общества благородных девиц» Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской (1773)
Портрет М.А. Дьяковой (1778)
Портрет Урсулы Мнишек (1782)
Портрет А.Д. Левицкой, дочери художника (1785)