Николай Жеваго. «Потрет Николая Бурачека», 1939
Николай Бурачек (1871–1942) внес значительный вклад в развитие украинского искусства первой половины XX века. Будучи разносторонне одаренным, он занимался станковой и монументальной живописью, театрально-декорационным искусством, проявил себя незаурядным актером, талантливым писателем и прекрасным искусствоведом. Но особенно колоритно его талант проявился в пейзажной живописи.
Николай Бурачек родился в небольшом подольском городе Летичев (ныне районный центр Хмельницкой области) в семье почтового служащего. Любовь к рисованию он перенял от отца, который дал ему первые уроки живописи. Первые серьезные уроки рисования будущий художник получил в Каменец-Подольской мужской гимназии, где на него обратил внимание учитель рисования и чистописания Иван Васьков.
После окончания гимназии Николай Бурачек вступил в Киевский университет имени Святого Владимира, но был исключен из числа студентов за участие в студенческих выступлениях и сослан в Симбирскую губернию. Вернувшись в Украину, 19-летний Николай Бурачек вступил в Каменец-Подольскую труппу русской драмы и стал актером.
Целых пятнадцать лет будущий художник работал актером и играл на сценах театров многих городов Украины и России. При этом Николай Бурачек не оставлял занятий живописью – оформлял театральные спектакли, а также регулярно писал пейзажные этюды.
Переломным моментом в жизни Николая Григорьевича стало участие в Первой Всеукраинской выставке «Общества сторонников украинской литературы, науки и искусства», которая прошла во Львове весной 1905 года. Среди участников выставкибыли Фотий Красицкий, Иван Труш, Михаил Жук, Антон Манастырский. На картины Николая Бурачека обратил внимание уже известный тогда мастер кисти Иван Труш, назвав 34-летнего пейзажиста-любителя «Необычайно талантливым рисовальщиком».
В этом же 1905 году в Киеве Николай Бурачек познакомился с профессором Краковской академии изящных искусств Яном Станиславским и тот предложил ему учебу в Польше. После окончания академии в 1910 году Николай Григорьевич в числе лучших
выпускников, для дальнейшего совершенствования художественного мастерства едет Париж.
В художественной столице мира Николай Бурачек работал в мастерских Анри Матисса, а позже – в Свободной академии искусств Поля Рансона. В конце 1912 года молодой художник вернулся в Украину и сразу вошел в число ведущих украинских мастеров пейзажной живописи.
Вскоре, Николай Бурачек активно включается в общественную работу, и уже в 1914 году при его энергичном содействии в Киеве был открыт Салон постоянной выставки украинских, польских, российских и западноевропейских художников. А когда 22 ноября 1917 года была открыта Украинская академия искусства, начался плодотворный период педагогической работы Николая Григорьевича. Он был одним из учредителей этой Академии и одним из первых ее профессоров.
В 1918–1821 годах Николай Бурачек работал преподавателем в Киевском институте театрального искусства, с 1925 по 1927 годы – директором Харьковского художественного техникума, а в 1925–1931 годах преподавал в Харьковском художественном институте, с 1927 года назначен на должность профессора.
Последние 17 лет Николай Бурачек жил и работал в Харькове. Здесь во время оккупации города нацистами он и умер в 1942 году.
«Натюрморт с красными и желтыми цветами», начало XX века
«Зимний пейзаж», начало XX века
«На Дону. Богучар», 1908
«В Карпатах», 1908
«Хата в Закопане. Карпаты», 1909
«На Воронежчине. Богучар», 1909
«Зима в лесу. Карпаты», 1909
«Интерьер», 1909
«Серый день на Полесье», 1910
«Давид-Городок. Полесье», 1910
«На Полесье. Вечер», 1910
«Ручей в Карпатах», 1910
«Сарай. Полдень», 1910
«Зима. Аллея в саду», 1910
«Университет», 1910-е
«Пруд под Эйфелевой башней», 1911
«Крыши. Париж», 1911
«Париж. Зима», 1911
«Автопортрет», 1911
«Церковь Сен-Этьен в Париже», 1911
«Собор Парижской богоматери», 1911
«Крыльцо зимой», 1912
«Городской музей», 1913
«Старая груша», 1915
«Сельская улица», 1915
«Золотая осень», 1916
«Днепр издалека», 1916
«Клуни», 1916
«Март», 1917
«Март» («Ветер в марте»), 1917
«Осенью на Хороле. Миргород», 1917
«Осень. Подсолнухи», 1918
«Киевский Михайловский собор», 1919
«Вечер у пруда. Погребище», 1922
«Сад цветет», 1920-е
«Труханов остров», 1-я четверть ХХ века
«Днепр у Канева», 1927
«Жара. Хата в полдень», 1928
«Перед грозой», 1929
«Хатка», 1930-е
«Кавказ. Утро на море», 1937
«Кавказ», 1937
«Дорога в колхоз», 1937
«Чернеча гора», 1938
«Яблони», 1940
«Март», 1940
«Реве та стогне Дніпр широкий…», 1941
«Летом», 2-я четверть ХХ века
«…»
«Тишина»
«Серый день. Осень»
«Сельская улица»
«Сельская улица» (фрагмент картины)
«Ранняя весна»
«Покровский монастырь в Киеве»
«Пейзаж. Деревья»
«Комната»
«Каменец-Подольский. Замок»
«Жернова на берегу»
«Весенний сад»