Иван Айвазовский (1817-1900) известный художник – маринист, рожденный в Феодосии, предками которого были галицийские армяне, является одним из самых дорогих художников современности.
Его творчество подчинено эстетике романтизма. На большинстве его полотен изображены стихии, очень часто на морском фоне, где бушуют штормы и ветры. Эти стихии непременно влекут изображенные на холстах корабли к гибели. И в этом нет ничего удивительного в творчестве Ивана Айвазовского.
Одна из таких картин называется «Радуга», была создана великим мастером в конце девятнадцатого века, а точнее в 1873 году. Если судить по названию картины, то можно предположить, что «Радуга» это красивый пейзаж. Однако это совершенно не так. Это буря на море, это корабль терпящий бедствие, это скалистый берег, все то, что так близко и неотъемлемо в творчестве Айвазовского. Великий мастер, создавая свою картину, отдал работе всего себя, как будто он сам находился на том, качающемся на волнах и гибнувшем корабле, а также был в той шлюпке, работая веслами во имя спасения.
Морской ураганный ветер, превращающий воду в безумную стихию везде, он пронизывает, поднимает пыль морскую, и сквозь него, еле заметным очертанием виднеются главные герои картины, корабль, и лодка с людьми, спустившись в которую моряки ищут спасение. А тучи, они как бы есть, но в тоже время их нет, они просто растворены в небесах. И сквозь этот морской шторм и хаос, пробивается она, светлая и лучистая. Именно она призвана дать морякам надежду, призвана быть учителем и советчиком. Она мерцает и переливается, пробегает миражом, едва улавливается взором, но она сообщает им, что после бури и шторма, ветра и ненастья, всегда придет штиль.
Мягкая, чистая, восхищающая и чарующая, а главное очень красивая радуга, не что иное, как предвестник штиля и солнца, а значит спасения и жизни. Мастер создал свое детище, используя зеленый, розовый и лиловый оттенок, а также бирюзовый, органично и очень точно названный художником голубым. В этих тонах отображена на холсте радуга, которая является главной деталью и главным смыслом всего произведения, который стал прорывом и новой гранью в творчестве Ивана Айвазовского.
На данный момент уникальный холст, под восемьсот первым номером находится в Третьяковской галереи российской столицы, и радует глаз, настоящих ценителей большого искусства.
См. Впечатляющая сила света («Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи)
См. Малевич и его Черный квадрат