Один из самых прекрасных пейзажистов конца XIX–начала XX веков Владимир Орловский (1842–1914) родился в зажиточной киевской семье.
Еще учась во Второй киевской гимназии, он привлек внимание учителя рисования Ивана Сошенко, и благодаря Ивану Максимовичу, талантливый мальчик получил основательные познания в изобразительном искусстве.
В 1861 году с рекомендательными письмами от Ивана Сошенко и Михаила Чалого к Тарасу Шевченко, юный Орловский отправляется в Санкт-Петербург. С помощью Тараса Григорьевича он поступил в Академию художеств, которую блестяще окончил по классу пейзажа в 1868 году.
Во время учебы Владимир Донатович неоднократно отмечался академическими наградами, а в 1868 году за выпускную программу, включавшая в себя восемь картин с крымскими видами получил большую золотую медаль, звание художника первой степени, и трехгодичную пенсионерскую командировку за границу.
Путешествуя Европой, Орловский побывал во всех важных художественных центрах. Во Франции ему особенно понравились «барбизонцы» – предвестники нового направления в живописи, проповедовавшие художественную одухотворённость пейзажа, его реалистическое изображение. Работал там, в основном в пейзажном жанре и позже стал одним из зачинателей этого вида искусства в украинской живописи.
По своем возвращением на родину, художник с особым вдохновением начал рисовать пейзажи, используя новаторские приёмы, почерпнутые им в «барбизонцев». Поскольку творческое кредо этих французских живописцев выражалось в прославлении родной природы и людей, то Владимир Донатович сделал упор именно на развитие темы украинского национального пейзажа.
Расцвет искусства Владимира Орловского пришелся на 80-е годы XIX века, когда он создал большинство своих наиболее известных картин: «Урожай в Украине»(1880), «Стадо в лесу» (1881), «Украинский пейзаж», «Жатва» (1882), «Туманное утро в лесу» (1882), «Летний день» (1884), «Облака над морем» (1885), «Пасмурный день» (1889), «Затишье» (1890), «Мельница на опушке» и другие.
Орловский зарекомендовал себя прекрасным педагогом. Среди его учеников наибольшую известность приобрели украинские живописцы Николай Пимоненко, Сергей Васильковский, Константин Крижицкий, Михаил Ткаченко, Михаил Беркос. Помимо этого маститый художник активно участвовал в работе Киевской рисовальной школы Николая Мурашко и был одним из организаторов Киевского художественного училища.
Универсальная пейзажная живопись Орловского и в наши дни привлекает зрителей своей эмоциональностью и эстетическим воздействием.
«Жаркий полдень в южной усадьбе», 1868
«Крым. Пейзаж с речкой», 1868
«Хлеба зреют», 1870
«Пейзаж», 1870
«В Алуште», 1870
«Крымский летний пейзаж», 1870
«Пейзаж в окрестностях Алушты», 1870
«Дом возле моря», 1871
«Летний пейзаж», 1874
«Посев», 1874
«Вечер. Берег моря», 1874
«Город на берегу моря», 1875
«В Италии», 1876
«Город Поццуоли близ Неаполя», 1876
«Летний пейзаж», 1877
«Залив», 1878
«Косари», 1878
«Летний пейзаж с дорогой», 1879
«Пейзаж с прудом», 1879
«Полдень», 1880
«Дорога», 1881
«Озеро в Гатчинском парке», 1881
«Весенний день в Украине», 1882
«Днепр», 1882
«Пейзаж», 1882
«Украинский пейзаж с ветряной мельницей», 1882
«Вид в Украине», 1883
«Кисловодск», 1883
«Летний день», 1884
«На берегу моря», 1884
«Окрестности Киева. Над Днепром», 1884
«Отдых в степи», 1884
«Окраины Киева», 1886
«Утро в заливе. Рыбаки», 1886
«Берег моря у Судака (Крым)», 1889
«Летом на хуторе», 1880-е
«Морской пейзаж», 1880-е
«Пейзаж с прудиком», 1880-е
«Украинский пейзаж», 1880-е
«Опушка леса», конец 1880-х
«В луговых зарослях (Подольская губерния)», 1890
«В поле», 1890
«Закат над рекой», 1890
«Крымский берег», 1890
«Пастбище», 1890
«Хаты в лесу. Тишина», 1890
«Закат», 1896
«Заливные луга»
«В солнечный день»
«Пейзаж. Камыши на реке»
«Повозка, запряженная волами»
«Пруд. Летний вечер»
«За околицей села»
«Пейзаж с церковью», конец XIX века
«Летний день. Вид на реку с высокого холма», конец 1890-х–начало 1900-х
«Крестьяне у хутора», 1900
«У запруды», конец 1890-х–начало 1900-х
«Над Днепром», 1900-е
«Пейзаж со снопами», 1900-е
«На водопой», 1910-е
«Буря в поле»
«Вечер»
«Вид Алупкинского дворца»
«Жатва. Хиок»
«Итальянский пейзаж»
«Костер в поле»
«Купание коней»
«Летний день»
«Украинский пейзаж»
«Нижний Новгород»
«Осенний пейзаж»
«Отмель»
«Пейзаж»
«Пейзаж»
«Пейзаж». Этюд
«Пейзаж с болотом»
«Пейзаж с горным ручьем»
«Пейзаж с рекой в Украине»
«Прибой». Этюд
«Речка»
«Тройка в снегу»
«Хаты в летний день»