Иван Труш – родился 17 января 1869 года в селе Высоцко (укр. Висоцько), расположенном неподалеку города Броды, что на Львовщине.
Отец мальчика был простым сельским портным, а мать неграмотной женщиной. Мальчик рос в любви, в доме его родителей витал дух украинского колорита, поэтому с детства маленькому Ивану привилась любовь к украинской культуре.
С юных лет мальчик тяготел к знаниям, часто рисовал, интересовался национальными традициями. Желание учиться заметил отец Ивана, поэтому в двенадцатилетнем возрасте отвез его в гимназию города Броды, куда мальчик успешно поступил, сдав на отлично все экзамены.
В гимназии он увлекался рисованием и много читал об истории живописи. Учеба в гимназии давалась нелегко, так как от родителей не было особой финансовой помощи. Иногда отец привозил небольшие деньги своему сыну, поэтому Ивану приходилось подрабатывать, делая портреты по фотографиям. Заработок был не большой, но на еду и питье, а главное на оплату за обучение хватало. Окончив гимназию, художник уезжает в Краков, чтобы продолжить учебу.
В Кракове Иван Труш становится слушателем академии изящных искусств. Здесь его учителями были известные польские мастера живописи Ян Станиславский и Ян Матейко. Имеющий украинские корни Станиславский с любовью и особым трепетом относился к украинским студентам, часто вывозил их за город, подальше от городского уныния и суеты, где ученики создавали этюды и набирались опыта рисования. Среди учеников, был, конечно же, и Иван Труш, который кроме академии, посещал основанное Яном Станиславским товарищество «Штука», где преподавали известнейшие в то время художники Польши – Леон Вичулковский, Изидор Яблонский, Владислав Лужкевич и другие. Педагогов завораживал талант и трудолюбие Ивана Труша, они отзывались о нем, как о талантливом и перспективном художнике, подчеркивая, что «он рисует все и везде».
В Кракове Иван Труш знакомится с Иваном Франко, дружба которых окрепнет со временем, после возвращения художника во Львов. Однако годы учебы в Кракове, как и время учебы на Родине, были не совсем беззаботными для молодого художника, так как заработков от пейзажей и портретов едва хватало на пропитание и оплату за обучение, поэтому в поисках лучшей доли, Иван Труш отправляется в столицу Австро-Венгрии – Вену. Но, недолгое время, проведенное в Вене, разочаровало художника, и он снова возвращается в Краков.
Здесь Ивану протянули руку помощи студенты из Украины, они поддерживали молодого художника, всячески помогали ему, а когда совместно основали товарищество «Громада», жизнь молодого художника начала налаживаться. В товариществе «Громада», Иван Труш сблизился и сдружился со знаменитыми в будущем личностями украинской культуры – Василием Стефаником, Олексой Новаковским и Осипом Куриласом.
Дружба с этими людьми принесла свои плоды, так как Иван Труш созрел как личность и художник, его работы стали более глубокими и оригинальными, за которые он получает серебряную и бронзовую медали. Последний год учебы был особенно полезным в становлении Ивана Труша, как художника, ведь он совершает поездку в Мюнхен, где берет уроки мастерства живописи у известного художника того времени Антона Ажбе, среди учеников которого были знаменитые впоследствии художники.
По окончанию учебы в Кракове, Иван Труш переезжает во Львов. Здесь он на собственные деньги издает просуществовавший всего год журнал «Артистический вестник», а затем, вместе с Иваном Франко основывает «Общество поклонников украинской литературы и искусства». И все это время, Иван Труш рисует картины, которых было создано огромное количество, причем не только национальной украинской тематики. Среди картин несколько автопортретов друга, помощника и наставника – Ивана Франко, и портрет Леси Украинки.
Иван Труш, интимный маляр-лирик, мастер пейзажа и портретист, современник Михаила Грушевского, Василия Стефаника, Ивана Франко, Леси Украинки, пронес через свое творчество любимый мотив одинокой сосны, которая станет символом картин художника цикла «Про одиночество». Как утверждают историки, одинокая сосна образ самого художника, однако сам Иван Труш говорил, что любил в детстве смотреть на сосны, любовь к которым пронес в своем сердце через всю жизнь. Иван Труш говорил, что может рисовать сосны при разном освещении, разных ракурсах, и в любое время дня.
Иван Труш скончался 21 марта 1941 года. В его честь во Львове установлен памятник, имя Ивана Труша носит Львовский колледж изобразительного искусства. Там же во Львове, действует художественно-мемориальный музей имени Ивана Труша, а в национальном музее Львова, находится наибольшая коллекция картин художника.
«Портрет профессора Михаила Грушевского», 1898
«Портрет кардинала Сембратовича», 1899
«Портрет Леси Украинки», 1900
«Пейзаж с кипарисами», начало ХХ века
«Крымский берег», 1902
«Портрет Катерины Грушевской», 1903
«Закат солнца в лесу», 1904
«Портрет И. Нечуя-Левицкого», 1904
«Трембитари», 1905
«Гагилки», 1905
«Портрет Труш-Драгомановой, жены художника», 1906
«Венеция», 1908
«Вид на Софию Киевскую», 1900-е
«Днепр под Киевом», 1910
«Залив Днепра», 1910
«Майская ночь», 1910
«Арабские женщины», 1912
«Египетская святыня», 1912-1913
«Крымский пейзаж», 1910-е
«Поленница», 1910-е
«Одинокая сосна», 1919
«Лопух», 1920
«Весна на Гуцульщине», 1920-е
«Тополя», 1920-е
«Гуцулка с ребенком», 1920-е
«Гуцулки возле церкви», 1920-е
«Вечерний пейзаж с рекой Иордан», 1920-е
«Цветы», 1920-е
«Копны сена», 1920-е
«Гагилки», 1921
«Настурции», 1922
«Далекие горы», 1-я четверть ХХ века
«Днепровские дали», 1-я четверть ХХ века
«Уголок усадьбы художника», 1-я четверть ХХ века
«Барбарис», 1924
«Пруд», 1927
«Виа Аппия» («Итальянский пейзаж»), конец 1920-х
«Портрет Ивана Франко», 1930
«Хризантемы», 1930
«Нил у Луксора», 1920–1930-е
«Сельский хозяин», 1933
«Дорога с тополями», 1930-е
«Итальянский пейзаж», 1930-е
«Бедуин», 1-я треть ХХ века
«Солнечный луч», 1-я треть ХХ века
«Рассвет на Адриатике», 1-я треть ХХ века
«Крымский лес», 1930-е
«Крымский пейзаж», 1930-е
«Цветущий сад», 1930-е
«Одинокая сосна», 1930-е
«Пейзаж с деревьями», 1-я половина ХХ века
«Закат солнца. Лодки на берегу», 2-я четверть ХХ века
«Веснянки»
«Лебеди»
«Пейзаж с коровами и стогами»
«Портрет девочки»