Как только человек научился с помощью кисти и красок переносить на холст свои мысли, ассоциации, свои фантазии и свое понимание окружающего мира, всегда находились творческие личности, чье искусство поражало воображение окружающих.
Работы таких мастеров воплощали в себе новации своего времени, поэтому становились знаменитыми, они ценились, ими увлекались и восхищались. Но, в тени великих мастеров обязательно находились художники, чей труд, по каким-то причинам, был менее заметен, однако этот факт, ни в коем случае не является признаком бездарности или неумением создать шедевр.
Нет, это не так, просто волею судеб, так складывались жизненные обстоятельства, не позволившие тому, или иному художнику раскрыть свой талант в полной мере. Однако работы таких художников не менее ценны для потомков, нежели работы знаменитых мастеров, так как без их труда, невозможно в полной мере понять художественную жизнь прошлого. Одним из таких художников, который в своей жизни не совершил великих революций на ниве искусства, является украинский живописец – Сергей Костенко, проживший очень короткую и полную драматизма жизнь. Его современники пророчили ему большое будущее, однако судьба распорядилась иначе.
Сергей Костенко – родился в 1868 году в Киеве. Он рос без отца, а мать, чтобы прокормить своего малыша, торговала на Бессарабском рынке Киева. С юных лет у маленького Сережи начала проявляться любовь к чтению и рисованию, что вовремя заметила его мать, поэтому в шестнадцать лет отдала его в рисовальную школу Николая Мурашко, очень знаменитую в то время в Киеве школу, которая занималась судьбами обездоленных детей, познавших убогость, бедность и уничижения.
В период учебы в школе, Сергей Костенко считался одним из самых талантливых детей, он принимал активное участие в жизни школы, а именно, участвовал во многих школьных спектаклях, субботних чтениях, и руководил выпуском школьного журнала «Ученик».
Руководитель школы Николай Мурашко сделал очень много, чтобы из простого юноши вырос взрослый, интеллигентный человек, со своими принципами и взглядами на жизнь. Когда Сергей Костенко учился в рисовальный школе, на него обратил внимание мастер исторической живописи Виктор Васнецов, который в 1885 году, привлек его к росписи Владимирского кафедрального собора в Киеве.
Для молодого художника, такая работа стала большой и серьезной школой мастерства. Васнецов восхищался работой и талантом молодого художника. Молодого Сергея Костенко – замечает мастер портретов Николай Ге, живший в Чернигове, но часто посещавший Киев.
Бывало, что седобородый старик, каким был Николай Ге, ездил в Киев специально, чтобы пообщаться с молодым Сергеем, к которому прикипел всей душой. Сергей Костенко чувствовал любовь Николая Ге, и относился к нему, с теплотой и нежностью, всегда встречался с добрым стариком, несмотря на то, что был сильно занят работой в Владимирском кафедральном соборе.
В свободное от работы время, начинающий живописец создавал свои картины, герои которых простые люди, живущие обыкновенной жизнью. Среди созданных картин, полотно «За уроком», привлекшее внимание ценителей искусства. Данная картина была продана в первый же день вернисажа.
Перед художником открываются перспективы и новые возможности. О художнике начинают много говорить, он узнаваем в высшем обществе, его принимают у себя многие известные люди того времени. Он создает картины «Старик», «Натурщик», «Над Днепром», «С базара», « У ворот», которая, к большому сожалению, не сохранилась.
После этого, была создана злополучная картина «Фауст и Маргарита». Данная картина понравилась коллегам – художникам, но одна из Киевских газет, выпустила статью полную злобы, в которой раскритиковали работу художника и сравнили его Маргариту с праздничным поросенком.
Костенко очень переживал, и это был страшный психологический удар для молодого живописца. Тогда, еще никто не знал, что события вокруг картины, сыграют роковую роль в жизни Сергея Костенко.
Со временем страсти вокруг картины улеглись, Костенко начал преподавать в школе Николая Мурашко, и, накопив денег, отправился в Париж, где намеревался продолжить свое обучение. И был Париж! Костенко писал свои картины, на которых изображал свой родной Киев, свою Украину, ее жителей, и маленькие человеческие радости, не чуждые ни кому.
Главным отображением такой ностальгии, несомненно, является картина «Возле зверинца», которую отметил Илья Репин, находившийся в то время в Париже. Илья Репин всегда подчеркивал, что картины молодого Сергея Костенко, просты, широки и глубоки.
В 1894 году, у Сергея Костенко, стали проявляться приступы агрессии, он часто кричал, и вел себя неподобающим образом. В этом же году, его нашли без сознания в парижской квартире, и отправили в психологическую клинику, где Костенко провел шесть лет. Скончался художник в 1900 году, в возрасте 32-х лет.
«За уроком»
«Натурщик»