Петр Левченко (1856–1917) был одним из тех художников, чье творчество стало заметным явлением в украинской живописи конца XIX — начала XX веков. Он утвердил лирическую струю в пейзаже, благодаря чему богатая палитра украинского искусства раскрылась еще полнее, глубже и разнообразнее.
Родился будущий художник в Харькове 29 июня 1856 года, в зажиточной, благополучной семье фабрикантов, его отец владел предприятием по изготовлению канатов. Отрок рос в любви и достатке, был первым ребенком в семье, поэтому отец хотел, чтобы старший сын стал продолжателем его дела. Но, судьба распорядилась иначе, так как душа одаренного мальчика тянулась к прекрасному. Он любил смотреть на украинскую природу, мог делать это долго, и все время находить в одном и том же пейзаже, что-то новое.
Украинская природа – это то, что величественно выглядит на холстах, поэтому Петр Левченко поступил учиться в Харьковскую городскую гимназию, которой руководил известный художник – педагог того времени Дмитрий Безперчий, давший ему первые знания и прививший любовь к рисованию.
Молодой художник дополнительно занимался в рисовальной студии Егора Шрейдера, что сыграло немаловажную роль в жизни талантливого юноши, и стало дополнительным стимулом в становлении его как художника. Талант Петра Левченко был замечен, его работа, отправленная на выставку ученических произведений в Петербург, была отмечена, а сам молодой художник награжден серебреной медалью.
В 1873 году, Петр Алексеевич отправляется на учебу в Петербург, где на протяжении пяти лет изучал мастерство рисования в Петербургской академии художеств. Во время учебы в академии, берет уроки художественного мастерства у Михаила Клодта, Владимира Орловского и Павла Чистякова. После окончания академии, в 1895 году отправляется в Париж и знакомится с творчеством французских импрессионистов. Эта поездка сыграла огромную роль в дальнейшем творчестве художника.
Из Франции одаренный художник вернулся в родной Харьков, здесь он преподает в рисовальной школе Марии Раевской-Ивановой, является одним из основателей Харьковского общества искусств и членом кружка передвижных выставок, и конечно рисует.
Художник Петр Левченко очень любил изображать в разные времена года пейзажи Киевщины и Слобожанщины (ныне Харьковская область). Его творчество – это лирика и задушевность. Художник со свойственной только ему тонкостью, отображает неуловимые движения украинской природы, что ярко показано на холстах – «Глухомань», « Зимняя река», «Хутор», «На лугу. Болотце», «Рассвет», «Светает». Картины Петра Алексеевича «Интерьер», «Хата», «Сельский пейзаж», « Подсолнечники», «Белый дом в Путивле», «Праздничный стол», «Крыльцо», и многие другие холсты, с особенной глубиной раскрывают быт украинских людей, и показывают то малое, что имели простые люди.
Прискорбно, но при жизни работы художника не принесли ему заслуженной славы. Петр Левченко скончался в нищете, и только со временем, его картины были признаны и поняты. В настоящее время, картины Петра Левченко можно увидеть в экспозициях музеев различных городов Украины, многие холсты хранятся у частных коллекционеров различных стран мира.
«Лето в Малороссии», 1880-е
«Улица на Подоле», 1888
«Село зимой» (фрагмент картины), 1891
«На рассвете», 1890-е
«Клуни (Овины)», 1890-е
«Хозяйские хлопоты», 1898
«Пейзаж Харьковщины. Над речкой», 1890-1900-е
«Праздничный стол», 1890-1900-е
«Светает», конец XIX – начало ХХ вв.
«Хаты. Путивль», конец XIX – начало ХХ вв.
«Летний день. На лесопильне», конец XIX – начало ХХ вв.
«На Харьковщине», 1900
«Хата. Харьков», 1901
«Веранда», начало 1900-х
«Вдохновение», 1900-е
«Водяная мельница», 1900-е
«Дорога с экипажем», 1900-е
«Улица Парижа», 1900-е
«Подсолнухи», 1904
«Путивль. Монастырь», 1905
«Зима. Киев. Вид из окна», 1900-е
«Зимняя река», 1900-е
«Интерьер. Божница», 1900-е
«Интерьер с букетом цветов», 1900-е
«Крыльцо», 1900-е
«Старый Подол», 1900-е
«Уголок комнаты», 1900-е
«Фонтан возле Золотых Ворот в Киеве», 1900-е
«Хата на околице села», 1900-е
«Дворик», 1907
«Дорога на краю села», 1907
«На околице. Хата осенью», 1907
«Подсолнух», 1900-1910
«Глухомань» («Село зимой»), 1890-1910-е
«В садике за столом. Осенью», 1911
«Сельский пейзаж», 1914
«Автопортрет», 1915
«Голубые тени. Хата. Змиев», 1915
«Водяная мельница», 1910-е
«Заброшенная хата», 1910-е
«На краю села», 1910-е
«Околица», 1910-е
«Село. Солнечный день», 1910-е
«Уголок улочки. Ессентуки», 1910-е
«Хата», 1910-е
«Белая хата. Путивль»
«Берег моря. Неаполь»
«В кровати. Больная (Жена художника)»
«В мастерской художника»
«В Пашенном»
«В Путивле»
«Ветряки»
«Ветряки»
«Ветряк»
«Ветряная мельница»
«Ветрячок. Вечереет»
«Ветрячок. На горе»
«Во дворе»
«Водяная мельница»
«Возле озера»
«Гай» («Рощица»)
«Голубая хата»
«Гостиная»
«Дама в красном платье»
«Двор. Крыльцо»
«Домик под зеленой крышей»
«Домики»
«За книгой при розовой лампе»
«Дорога»
«За пряжей»
«За самоваром»
«За столом. Чтение письма»
«За тыном»
«Задворки Софийского собора. Киев»
«Заснеженные крыши. Оттепель»
«Зима»
«Зимнее утро»
«Зимний пейзаж»
«Интерьер с зеленой лампой»
«Интерьер с креслом»
«Интерьер с роялем»
«Интерьер»
«Колокольня Путивльского монастыря»
«Копны»
«Корчма»
«Купальни»
«Малахитовый домик среди осеннего золота»
«Матильда в розовом»
«Мовчанский монастырь»
«На веранде»
«На краю села. Хаты»
«На кухне»
«На опушке»
«На Роси. Валуны»
«На Украине»
«Над рекой»
«Ночь. Хата в Моринцах»
«Околица села. Огороды»
«Около мельницы»
«Осень в саду»
«Пейзаж с деревьями»
«Под Мерефой»
«Полдень. Хата»
«Полтавщина»
«Помещичий дом»
«Похоронная процессия»
«Сельской дорогой»
«Скамейка в саду. Змиев»
«София Киевская»
«Среди зелени»
«Старая завалюха»
«Старый дом. Зима»
«Стога, освещенные солнцем»
«У колодца»
«Украина»
«Украинское село»
«Улица в Путивле»
«Улочка. Юг Франции»
«Хата»
«Хата. Подсолнухи»
«Хата возле речки»
«Хата на холме»
«Хатка в зеленом саду»
«Хаты»
«Хутор»
«Хутор в степи»
«Хутор»
«Цып-цып-цып!»
«Зима»
«Каменистая речка»
«Поздняя осень (Глухомань)»
«Украинская хатка»
«Хата»
«Хаты зимой. Змиев»