Иван Ижакевич (1864–1962) – один из выдающихся украинских художников, много работавший в монументальной и станковой живописи, книжной иллюстрации, и внесший неоценимый вклад в развитие украинского искусства.
Родился Иван Ижакевич в селе Вишнополь Черкасской области, в небогатой многодетной семье крестьянина. Его формирование как художника началось в Киеве, где он сначала обучался живописному искусству в иконописной мастерской Киево-Печерской лавры (1879–1882 годы), а затем в Киевской рисовальной школе Николая Мурашко (1882– 1884).
В этот период (1880–1884) в Киеве под руководством искусствоведа Адриана Прахова велись реставрационные работы по восстановлению настенных монументальных росписей Кирилловской церкви, одной из древнейших сохранившихся на территории Давнеукраинского государства. В реставрации росписей принимали участие студенты Петербургской академии художеств в их числе и Михаил Врубель, ученики и преподаватели рисовальной школы Николая Мурашко, среди них был и Иван Ижакевич.
После окончания Киевской рисовальной школы, по совету Михаила Врубеля, и поощряемый преподавателем школы Николаем Пимоненко молодой Ижакевич поехал в Санкт-Петербург и стал вольнослушателем Академии художеств. Его учителями были Архип Куинджи и Илья Репин. Четыре года (1884–1888) проведенных в стенах Академии сделали с Ивана Ижакевича настоящим мастером карандаша и кисти.
Еще учась в Академии художеств, Иван Ижакевич зарабатывал на жизнь, иллюстрируя популярные в Российской империи периодические издания. Особенно плодотворным было его сотрудничество с иллюстрированным журналом «Нива», которое длилось почти 30 лет. Главной темой рисунков Ижакевича было изображение литературных, исторических и бытовых сцен из жизни украинского народа. И в дальнейшем, украинская тематика была главенствующей на протяжении всей 75-летней творческой деятельности блестящего украинского рисовальщика.
В начале 1900-х годов Иван Ижакевич возвратился в Киев. И с головой окунулся работу: расписывал Всехсвятскую церковь и храм преподобных Антония и Феодосия Печерских, писал любимый исторический Киев, Днепр, пейзажи.
В 1910 году вместе с Фотием Красицким принял участие в выпуске плаката с портретом и биографией украинского Моисея – Тараса Шевченко.
В 30-х годах XX века художник возвращается к работе в области любимой им книжной графики – пишет цикл иллюстраций к произведениям классиков украинской литературы: Тараса Шевченко, Леси Украинки, Ивана Котляревского, Ивана Франко, Григория Квитки-Основьяненко, Михаила Коцюбинского, Николая Гоголя, Василя Стефаника. В этот же период он создал 15 картин-панно – «История земли» для Геологического музея Академии наук Украины и ряд картин для историко-краеведческих музеев Украины.
Во время Второй мировой войны Иван Ижакевич продолжил иллюстрировать «Энеиду» Котляревского. В послевоенное время художник иллюстрирует «Кленовые листья» Василия Стефаника, «За готар» Ольги Кобылянской.
Иван Ижакевич был поистине народный художник, поборником и носителем высоких традиций украинской национальной культуры. Его произведения хранятся Национальном художественном музее Украины, и во многих музеях и частных коллекциях по всему миру.
«Богоматерь Оранта». Кирилловская церковь, 1884
«Возвращение казаков из морского похода», 1893
«Григорий Сковорода в пути», 1894
«Крестьянский двор», 1895
«Мама идет!», 1898
«Вид флигелей Киево-Печерской Лавры», 1905–1906
Фрагмент росписи церкви Всех святых Киево-Печерской Лавры, 1905–1906
«Воскресение Иисуса Христа». Трапезная церковь Киево-Печерской Лавры, 1900-е
«Мама идет!», 1907
«Братья Щек, Кий, Хорив и их сестра Лыбедь», 1907
«Покровский монастырь. Киев», 1910-е
«Владимирская горка», 1910-е
«Башня Ивана Мазепы (Печерск)», 1910-е
«Аскольдова могила», 1913
«Владимирская гора», 1913
«Спас на Берестове», 1913
«Автопортрет», 1927
«Торг невольниками в Турции», 1926–1928
«Первая музыка», 1929
«Крестный ход», 1930
«Автопортрет», 1930
«Тарас Шевченко – пастух», 1935
«Мария Ивановна идет», 1930-е
«Обращенный грешник». Иллюстрация к рассказу И. Франко, 1936
«Осел и соловей», 1936
«Фата Моргана», 1936
«Еретик». Иллюстрация к поэме Т. Шевченко, 1937–1938
«Пан Халявский». Иллюстрация к роману Г. Квитки-Основьяненко, 1936–1941
«Сон». Иллюстрация к поэме Т. Шевченко, 1937–1938
«Перебендя», 1938
«Восстание крестьян», 2-четверть ХХ века
«Энеида», 1948
«Гриць в школе», 1949
«Катерина», 1950
«Песнь кобзаря», 1950
«Кобзарь в селе», 1952
«Катерина», 1955
«Летний день (пейзаж)», 1955
«Декабристы в Забайкалье», конец 1950-х
«В гости»
«В трактире»
«Дети идут из церкви»
«Запорожец на отдыхе»
«Крепостных меняют на собак»
«Норовистого соседа везут на свадьбу»
«Ночная переправа»
«Проводы»