Михаил Беркос – крупный художник украинской пейзажной живописи конца XIX–начала XX веков

450px-Mykhaylo_Berkos

Творчество Михаила Беркоса (1861–1919) охватывает «золотой период» украинского искусства – конец XIX и начало XX веков.

Наряду с харьковчанами Сергеем  Васильковским, Петром Левченко, Михаилом Ткаченко, Михаил Беркос является представителем харьковской пейзажной школы, участники которой создали самобытный пласт украинской живописи рубежа 1880–1910 годов.

Михаил Беркос родился в Одессе, где и получил начальное художественное образование в Одесской рисовальной школе. Дальнейшее художественное мастерство оттачивал в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств по классу пейзажной живописи, где его учителями были выдающиеся живописцы Михаил Клодт и Владимир Орловский (ученик Ивана Сошенко).

Его товарищами по учебе были молодые украинские художники Сергей Васильковский, Михаил Ткаченко, Константин Крыжицкий, Михаил Самокиш с которыми Михаил Беркос крепко подружился. Во время очередных летних каникул по приглашению друзей Михаил Беркос побывал в Харькове, где нарисовал цикл пейзажей слобожанского края, в частности, этюд «Полные маки» (1885 год).

Во время двенадцатилетнего обучения в Академии художеств Михаил Беркос был удостоен малых и больших серебряных медалей, одной малой золотой медали и большой золотой медали за картину «Пейзаж. Лес на болоте». Образование закончил в 1889 году и удостоился звания классного художника I степени и права на поездку за границу в качестве пенсионера академии с соответственным денежным содержанием.

Путешествуя по Франции, Германии, Испании, Италии, Швейцарии Михаил Андреевич знакомился с коллекциями художественных музеев, где испытал влияние  импрессионистов, и в дальнейшем своем творчестве использовал их цветовые и световые наработки.

По своем возвращении с Европы Михаил Беркос избрал своим постоянным местом проживания Харьков. Плодотворную творческую работу сочетал с активным участием в общественно-художественной жизни города и одновременно занимался педагогической деятельностью. Был одним из инициаторов создания Харьковского художественного училища (1912 год), где преподавал до 1917 года. Будучи председателем Общества харьковских художников и членом литературно-художественного кружка, Михаил Беркос проводил большую работу по популяризации украинской живописи, организации выставок художественных работ.

Его любимым мотивом творчества был украинский пейзаж – цветущие весенние поля и луга, сады с их белоснежно-розовым кипением яблоневого цвета. Он сам часто сравнивал себя со старой яблоней, которая все остатки сил отдала последнему цветению…

В конце 1919 года Михаил Беркос заболел на тиф, и 20 декабря этого же года художника не стало. Он оставил произведения высокой живописной культуры, которые вызывают восхищение своим  чувством оптимизма и радости общения с природой.

луг«Луг»

Летом«Летом»

«Яблоня цветёт»«Яблоня цветёт»

«В цветущем саду»«В цветущем саду»

«Июнь. Маки расцветают»«Июнь. Маки расцветают»

«Диканька»«Диканька»

«В цветущем саду»«Сирень цветет»

«Маки цветут»«Маки цветут»

«Село летом»«Село летом»

«На хуторе. Малая Даниловка»«На хуторе. Малая Даниловка»

«Молотьба»«Молотьба»

«Весна»«Весна»

«Болото. Село Благодатное»«Болото. Село Благодатное»

«Лен цветёт»«Лен цветёт»

«Сорренто» (1899)«Сорренто»

«Капри»«Капри»

«Вид на Казамичьолу, Неаполь»«Вид на Казамичьолу, Неаполь»

«Итальянский пейзаж»«Итальянский пейзаж»

«На рейде вблизи Венеции»«На рейде вблизи Венеции»

«Тиволи»«Тиволи»

 

Добавить комментарий