Сегодня уже подавляющему большинству украинцев известно имя гениальной украинской художницы ХХ века Катерины Билокур, а ведь совсем недавно о ней знал только небольшой круг людей связанных с изобразительным искусством.
От знатоков Катерина Билокур и ее творчество получили восхищенные отклики: «Причудливая художница», «мастер сновидений, грез и мечтаний», «рожденная для цветов», ее полотна – «фантастическая реальность или реальная фантастика». А самый выдающийся мастер кисти ХХ столетия Пабло Пикассо так выразился о таланте украинской художницы: «Если бы мы имели художницу такого уровня мастерства, то заставили бы заговорить о ней весь мир».
Родилась будущая художница в 1900 году в селе Богдановка Киевской области, в семье зажиточных крестьян. Она с ранних лет самостоятельно выучилась грамоте, поскольку родные были против ее школьного образования. Художественные способности у Катерины Билокур обнаружились также очень рано.
Вместо кисти и красок маленькая Катя использовала уголь и кусочки полотна. Рисовала, сама оценивала свое творчество, стирала ткань от рисунков, а затем снова по кругу: рисование, оценивание, стирание. Это длилось до тех пор, пока отец с матерью не застали 14-летнюю Катерину врасплох за рисованием – их негодованию не было предела: рисунок сожгли в печи и строго-настрого запретили ей рисовать. С этого времени одаренной девочке приходилось рисовать втайне от родителей.
Еще с дества Катерина проявила большие способности не только к рисованию, но и имела актерское дарование (принимала участие в спектаклях драмкружка), и обладала писательским даром (о чем свидетельствует ее эпистолярное наследие).
В 20-х годах прошлого столетия Катерина Билокур пыталась получить профессиональное образование: вначале в Миргородском техникуме художественной керамики, позже – в Киевском театральном техникуме, но ее отказывают в поступлении в учебные заведения из-за отсутствия документа о школьном образовании. Ее охватило отчаянье – осенью 1934 года она решила покончить жизнь в холодных водах реки Чумгака. Брат, увидев стоявшую по пояс в студеной воде Катерину, позвал матерь Акулину Павловну, которая уговорила дочь выйти из реки. Утонуть – не утонула, но схватила хроническую болезнь ног, с которой боролась до конца своей жизни. Только после этого случая отец Василий Иосифович согласился с увлечением дочери рисованием.
Про себя Катерина Билокур решила, что будет рисовать, во что бы то не стало. Она с упорством и настойчивостью, проявившиеся еще с детства, продолжает осваивать тайны художественного мастерства самостоятельно: выучилась рисовать масляными красками, изготавливать кисточки, грунтовать полотно для своих работ.
Переломным моментом в судьбе художницы-самоучки стал 1940 год, когда в Полтавском доме народного творчества открылась персональная выставка Катерины Билокур. Хотя экспозиция включала всего только одиннадцать картин, но она имела большой успех. Это знаковое событие для художницы стало возможно благодаря Оксане Петрусенко. За год до знаменательной выставки, Катерина Васильевна в гостях у сестры услышала песню «Чи я в лузі не калина була» в исполнении прославленной певицы и была так поражена, что решила ей написать письмо-исповедь в который вложила свой рисунок на небольшом куске полотна.
Потрясенная до глубины души, Оксана Андреевна поделилась рисунком со своими маститыми друзьями: художником Василием Касияном и писателем Павлом Тычиной. С Киева поступило распоряжение в Полтавский областной Дом народного творчества – приехать в село к Билокур и ознакомиться с ее работами. Приехавший в Богдановку руководитель Дома народного творчества Владимир Хитько был поражен художественным мастерством художницы и берет ее несколько картин и везет в Полтаву. Там он показывает их своему другу и художнику Матвею Донцову, после чего они решили организовать судьбоносную для Катерины Билокур выставку.
Затем известность и популярность уникальной художницы-самоучки начала шириться, к ней в 1944 году приезжает директор Музея украинского народного декоративного искусства Василий Нагай и предлагает Катерине Билокур сделать экспозицию и приобрести ее картины. В послевоенное время Катерину Васильевну приняли в Союз художников Украины, присвоили звание народного художника Украины.
Подлинный расцвет творчества Катерины Билокур относится на 1950-годы. Именно в это время она создает большинство лучших произведений, три из которых «Царь-Колос», «Березка» и «Колхозное поле» – были представлены на Международной выставке в Париже в 1954 года.
После злопамятного 1934 года Катерину Билокур постоянно мучили сильные боли в ногах, а позже прибавились резкие боли в желудке. В 1961 году она очень занемогла и 10 июня 1961 года умерла в Яготинской районной больнице.
Похоронена Екатерина Билокур не в кладбище, как можно было ожидать, а прямо в центре села, где стоит теперь памятник, — так решила община Богдановка, которая до сих пор с большим уважением относится к своей односельчанки.
В знак большего уважения к таланту самобытной художницы, община села Богдановка решила похоронить ее в самом центре села, где стоит теперь памятник. Сюда приезжает множество людей – как обычных туристов, так и восторженных поклонников ее творчества.
«Женщина в зеленом корсете», 1920-е
«В Богдановке, за плотиной», середина 1920-х
«Цветы», конец 1920-х
«Натюрморт», конец 1920-х
«Портрет Оли Билокур», 1928
«Дорога вьется в даль». Начало 1930-х
«Цветы за тыном», 1935
«Цветы в тумане», 1940
«Сон», 1940
«Полевые цветы», 1941
«Цветы», 1942
«Цветы на голубом фоне», 1942-1943
«Буйная», 1944-1947
«Декоративное панно», 1945
«Привет урожаю», 1946
«Пионы», 1948
«Колхозное поле», 1948-1949
«Царь Колос», 1949
«Воробышки». Конец 1940-х
«Тихонечко вечер на землю ложится». Конец 1940-х
«За родной Богдановкой», 1950
«Завтрак», 1950
«Розы (Мальвы)». 1950
«Счастье (Черногузы ребенка принесли)». 1950
«Цветы, яблоки и помидоры», 1950
«Арбуз, морковь, цветы», 1951
«Пшеница, цветы, виноград», 1950-1952
«Цветы», 1952-1953
«Будьте здоровы, с урожаем», 1954
«Хата в Богдановке», 1955
«За селом», 1956
«Осень», 1956
«Цветы», 1957
«Цветы и виноград», 1953-1958
«Весной», 1958
«Полевые цветы», 1959
«Багрянец осени», 1950-е
«Всё идет, всё проходит», 1950-е
«Село Богдановка», 1950-е
«Счастливое детство», 1950-е
«Котики», 2-я половина 1950-х
«Гроздья винограда», конец 1950-х
«Букет цветов», 1960
«Натюрморт», 1960
«Осень», 1960