Собор Святой Софии (Константинополь). Wikimedia Commons / Robert Raderschatt
Благодаря Византии в последней четверти X века Русь-Украина приняла Христову веру, которая позволила возвысить культурный уровень праукраинского государства и коренным образом изменить, и преобразовать нравственную сущность диких язычников.
Ибо свет Христовой веры улучшает и возвышает все движения, и устремления человеческой души. Также благодаря грекам Русь-Украина получила и все богатство византийской культуры. Тогда византийцам не было равных в искусстве храмового строительства, написания икон и книг, вышивания. Константинополь отправлял в Киев не только своих священников и мастеров храмового зодчества, но и высокие образцы живописи: иконы и миниатюры рукописей.
Собор Святой Софии (Киев). Wikimedia Commons / Linus Friedel
Ввиду того, что Восточная православная греко-кафолическая церковь рассматривала икону краеугольным выражением христианского вероучения, то во время распространения этой религии в Руси-Украине происходило приобщение к греческому искусству и его духовно-культурному наследию. Сообразно, Образа считались особенным источником излучения Святого Духа, который духовно усовершенствовал внутренний мир человека. Поэтому Киевская светская и религиозная элита всячески была заинтересована в том, чтобы византийцы привозили иконы на Русь.
Что характерно, крещения Руси-Украины стало источником утверждения особенного возвышения, и почитания Божией Матери. Именно в конце XI и в первой половине XII-го веков в Киев были привезены сегодня особенно чтимые Образы Богородицы: Печерская Успенская икона, икона Богородицы Пирогоща (Пиргос) и Вышгородская икона «Нежность».
Вышгородская (Владимирская) икона Божией Матери. Wikimedia Commons
В настоящее время чудотворная Вышгородская икона Божией Матери больше известна как «Владимирская». Каким образом главная святыня древнеукраинского государства стала достоянием России?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть в глубину веков. Согласно церковному преданию, Вышгородский образ Богоматери написал апостол и евангелист Лука на доске от кипарисового стола, за которым Иисус Христос, Пречистая Матерь и праведный Иосиф Обручник потребляли ежедневную пищу. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роды» и примолвила: «Благодать Рождащегося от Мене и Моя с сею иконою да будет».
Следует отметить, что этот образ, как и другие иконы Божией Матери, приписываемые кисти евангелиста Луки, не есть подлинниками в точном значении этого слова. Оригинальные произведения святого до нас не дошли, и под его авторством здесь понимаются списки с икон, написанных евангелистом.
Вышгородская (Владимирская) икона Божией Матери. Фрагмент. Из открытых источников
Легенда гласит, что Вышгородская икона Богородицы «Нежность» была привезена из Иерусалима в Константинополь в 450 году, а ее новый список уже был создан в Студийском монастыре святого Иоанна Предтечи, во времена правления императора Алексея Комнина, правление которого припало на 1081–1118 годы.
Принято считать, что на Русь-Украину икона попала из Константинополя во втором десятилетии XIIвека. Поскольку большинство исследователей придерживается мнения, что это событие произошло около 1130 или 1131 года, то можно с большой долей вероятности предположить, что икона «Нежность» была направлена Великому князю Киевскому Мстиславу I Владимировичу, время княжения которого приходится на 1125 – 1132 годы. Ее не сразу перенесли в Вышгород, в древний поместный удел великой княгини Ольги, а в главный собор Киевской Руси – святой Софии.
Вышгородская (Владимирская) икона Божией Матери. Фрагмент. Из открытых источников
По мнению ученных-историков, величайшую святыню Византии перенесли в Девичий монастырь Вышгорода в 1136 году. В это время в Киеве княжил Ярополк – сын Владимира Мономаха. Необыкновенная художественность, глубочайшая духовно-психологическая содержательность, а самое главное – это множество чудес совершавшихся при Образе, сделали Вышгородскую икону особо чтимой в Руси-Украине. И с того времени, в течение многих веков, и по наше время Образ Вышгородской Богородицы пользуется исключительной популярностью и чтится нашим народом как Чудотворный.
Недолго пребывала икона в Вышгороде. По этому поводу существуют две версии ее вывоза из древней резиденции великих киевских князей. Первая гласит, что святыню украл владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, когда враги из Северной Руси в 1169 году разрушили и сожгли древний Киев. Летописец так описывает это варварское разорение: «Два дня, суздальцы грабили и жгли дома, мучили горожан, женщин и девушек забирали себе, стариков и детей без сожаления убивали, обдирали церкви и монастыри, забирали иконы, книги, ризы, колокола…».
По другой – в этой Киевской летописи позже была сделана вставка: в 1155 году, в самый пик разногласий между отцом и сыном, можно прочесть следующее: «князь Андрей (Боголюбскій), не за долго предъ тЂмъ своимъ отцемъ, княжившимъ тогда въ КіевЂ, Юріемъ Суздальскимъ посаженный въ ВышгородЂ, пошелъ безъ воли отца изъ Вышгорода въ Суздальскую область и при этомъ взялъ изъ Вышгорода икону св. Богородицы, юже принесоша съ Пирогощею изъ Царьграда во единомъ корабли. Взятую икону Андрей украсилъ золотомъ, серебромъ и дорогими камнями и поставилъ въ церкви Богородичной во ВладимірЂ…». С того времени икона получила название «Владимирской».
Как бы там не было, факт остается фактом: драгоценнейшее духовное сокровище Руси-Украины, а значит, украинское национальное достояние было вывезено в северо-восточную Русь и теперь именуется не иначе как «русская святыня».
Бытует мнение, что Украина не будет иметь судьбы до тех пор, пока эта древняя сакральная святыня не вернется на свое место.