Мария Заньковецкая и Соломия Крушельницкая, архивные фото
Начало двадцатых годов – эпоха расцвета творчества двух выдающихся украинских артисток, бесспорных звезд своего времени, которых критики называли блистательными и непревзойденными. Это Мария Заньковецкая и Соломия Крушельницкая.
Их судьбы сложились по-разному, но как бы ни были трудны времена, ни одна из них никогда не опускала «планку творчества» ниже раз и навсегда установленного для себя уровня – высочайшего из всех возможных. Вот почему имена этих великих женщин остались не только в истории украинского театра, но и в духовной истории украинского народа.
Фото: Wikimedia Commons
Мария Константиновна Заньковецкая (1854–1934)
Мария Адасовская родилась в живописном селе Заньки, расположенном близ Нежина, в семье обедневших помещиков. Скромным Занькам предстояло прославиться – впервые поступив в 1882 году в профессиональную театральную труппу, будущая великая актриса взяла сценическим псевдонимом имя любимого села и с тех пор стала Заньковецкой.
С десяти лет девочка начала учиться в частном пансионе в Чернигове. Науки давались ей легко, но больше всего Мария любила импровизировать на уроках танцев и занятиях пантомимой. В пансионе ставились небольшие пьески, и она всегда оказывалась в числе исполнителей. С возрастом выяснилось, что у Марии прекрасный голос – сильное и звучное меццо-сопрано.
Когда девушке исполнилось шестнадцать, она стала мечтать о консерватории, но родители и слышать не хотели о сценической карьере для дочери. Поэтому ей пришлось ограничиться участием в любительских спектаклях в Нежине. В 17 лет юная красавица стала женой молодого артиллерийского офицера Хлыстова и оказалась в Бессарабии в крепости Бендеры вместо классов Петербургской консерватории. Именно в это время произошла ее встреча с Николаем Тобилевичем, круто изменившая всю ее дальнейшую жизнь.
Вскоре мужа перевели в Финляндию, и Мария получила возможность ездить в Гельсингфорс (ныне Хельсинки) брать уроки пения. Голос ее вызывал восхищение у профессоров, но, к несчастью, она заболела дифтеритом, после которого об оперных ариях пришлось забыть. Оставалась драматическая сцена – и страсть к театру заставила ее оставить семью. 27 октября 1882 года состоялся дебют Марии Заньковецкой в Елисаветграде в роли Наталки Полтавки. Отныне ее домом стал первый профессиональный украинский театр под руководством Марка Кропивницкого.
Успех был громадный. В последующие годы Заньковецкая работала в лучших украинских труппах Михаила Старицкого, Николая Садовского, Панаса Саксаганского, Ивана Карпенко-Карого. Ее искусство имело огромную жизненную силу, так как его источником было глубокое понимание самых сокровенных стремлений простых людей. Актриса широчайшего творческого диапазона, Заньковецкая сыграла более тридцати ролей в пьесах классического украинского репертуара. Искренность переживаний, глубина проникновения в образ, блистательное мастерство перевоплощения – все это принесло великой актрисе всенародную славу.
После революции, продолжая играть на сцене, Мария Заньковецкая приняла самое горячее участие в создании нового украинского театра. Она возглавляла Народный театр в Нежине, вместе с Панасом Саксаганским организовала Народный театр в Киеве, на основе которого был в 1922 году создан театр им. Марии Заньковецкой, ныне работающий во Львове. До 1932 года великая актриса жила в Нежине, выезжая из любимого города только на гастроли.
Истинный творец, проживший творческую и жертвенную жизнь на сцене, Мария Заньковецкая впервые во всем блеске и широте представила украинское театральное искусство по всей Российской империи и завоевала горячую любовь и почитание зрителей.
Фото: Wikimedia Commons
Соломия Амвросиевна Крушельницкая (1872–1952)
Четверо мужчин – Баттистини, Карузо, Тито Руффо, Шаляпин, и всего одна женщина – Соломия Крушельницкая – царили на оперной сцене в на рубеже XIX и XX веков. Даже прославленный дирижер Артуро Тосканини, известный своей суровой требовательностью, считал, что украинской певице нет равных в операх Вагнера, Пуччини, Штрауса, Доницетти.
Соломия Крушельницкая родилась в селе Белявинцы на Тернопольщине в семье священника. Еще в раннем детстве она научилась играть на фортепиано, а в десять лет уже пела в хоре «Русской беседы» в Тернополе. В 1891 году Крушельницкая поступила в Львовскую консерваторию и закончила ее с дипломом с отличием, а в апреле 1893 года состоялся ее дебют в Львовской опере.
Познакомившись с итальянской певицей Джеммой Белличони, прибывшей во Львов на гастроли, Крушельницкая отправляется вместе с ней в Милан, чтобы совершенствоваться в певческом искусстве. Спустя год ей предлагают подписать контракт с Львовской оперой, и она с успехом выступает в операх «Фауст», «Трубадур», «Бал-Маскарад» и «Галька». Среди ее друзей в это время писатели Иван Франко и Михаил Павлик.
Европейская известность не заставила себя долго ждать. В 1896 году Крушельницкая гастролирует в Польше, Италии, на юге Украины, в следующем – в Южной Америке и снова в Италии, Варшаве, Петербурге. Выступает с концертами на родине – в Коломые и Бережанах. 1902 год ознаменован блистательными гастролями певицы в Париже, а 1906-й – дебютом на сцене всемирно известного театра «Ла Скала» в опере Рихарда Вагнера «Саломея». Так продолжается до 1920 года, когда великая певица в последний раз появляется на сцене «Ла Скала» в опере Вагнера «Лоэнгрин». С этого времени она занимается исключительно концертной деятельностью, разъезжая по всему свету – от Египта до США, и везде ей сопутствуют грандиозный успех и восторги публики.
И неудивительно – удивительный голос Крушельницкой, ее бархатное сопрано, передавал тончайшие оттенки человеческих чувств. Всесторонне одаренная и образованная, певица пела и говорила семи европейских языках, и всегда – и в начале карьеры, и в зените славы – включала в программы своих концертов украинские народные песни и произведения Николая Лысенко, Станислава Людкевича и других украинских композиторов.
В 1939 году Соломия Крушельницкая вернулась на родину – проведать близких. Здесь ее застала война, и певице пришлось остаться во Львове. После вступления советских войск на Западную Украину ей пришлось изведать жестокую нужду и полное равнодушие властей. Она тяжело болеет, но на просьбу разрешить ей выехать для лечения в Италию местное партийное руководство ответила отказом. Только в 1946 году великой певице, вызывавшей восхищение мировых столиц, удается получить должность преподавателя Львовской консерватории, где она и проработала до конца жизни.
Гордость Украины, блистательная Соломия, умерла в 1952 году от рака горла. В последний раз ее чарующий голос прозвучал во время концерта в Львовской опере в 1947 году – певице в это время уже исполнилось 75 лет.