Жизнь Александра Мурашко (1875–1919) была непродолжительной, но и отпущенного судьбой времени оказалось достаточно для того, чтобы о нем вспоминали как об одном из великих украинских художников конца XIX – начала XX веков.
Мурашко родился в Киеве. Его отчим Александр Иванович Мурашко, на фамилию которого был записан маленький Саша – иконописец и мастер иконостасов привил своему пасынку первые навыки творчества. А бабушка будущего гения живописи (ранее детство Александра прошло на селе на Черниговщине) привила ему любовь ко всему украинскому: старине, природе и людям.
Но не эти обстоятельства жизни повлияли на становление Александра как самостоятельного живописца, а счастливый случай, который в корне изменил его жизнь. В то время, в последней четверти XIX века в Киеве велись интенсивные внутренние работы во Владимирском кафедральном соборе, и по совету своего родного брата, известного киевского художника-педагога Николая Мурашко, Александр Иванович со своей семьей переезжает в «матерь городов русских», где получает поручение на проведение отделочных работ в соборе.
Здесь сначала учась в гимназии, затем в иконописной мастерской отчима, еще юный Александр Мурашко часто бегал во Владимирский собор, наблюдал за работой выдающихся художников того времени: Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, а также познакомился с главным руководителем всего внутреннего благоустройства собора Адрианом Праховым.
Именно они и профессор Прахов приняли деятельное участие в судьбе многообещающего юноши: они содействовали Александру в его стремлении стать профессиональным художником советами и поддержкой. Также большую роль для него, в овладении художественным ремеслом, сыграли занятия в Киевской рисовальной школе его дяди Николая Ивановича Мурашко.
Усилиями этих замечательных и талантливейших людей 19-летний Мурашко поехал в Санкт-Петербург покорять столичную академию художеств. Взять с ходу главную цитадель искусств Российской империи не удалось. Пришлось поступить Высшее художественное училище при академии, которое Александр через два с половиной года успешно закончил, и его как одного из лучших учеников зачислили вольнослушателем учебного заведения. Здесь он стал студентом мастерской известного на всю империю Ильи Репина. От своего великого учителя и земляка Мурашко усвоил не только реалистичную технику письма, но и сформировал в нем талант художника-портретиста.
Еще в годы учения Мурашко пишет высокохудожественные работы, характерной в этом плане является его картина: «Портрет художника Николая Петрова».
Академический период учебы Мурашко завершает дипломная работа «Похороны кошевого», с которой он получает право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, и вначале 1901 года он отправился в творческую поездку, где посетил крупные культурные центры Италии, Франции и Германии. Особенно плодотворным для него было пребывание в Париже, где он создал блестящие полотна: «Девушка в красной шляпе», «Парижанки», «У кафе», «На улицах Парижа» и другие. Огромное влияние на дальнейшее живописное творчество Александра Мурашко оказало посещение мастерской известного мастера кисти Антона Ажбе в Мюнхене, который в живописи отвергал шаблонное мышление и считал необходимым для художника искать новые художественные приёмы.
По возвращении в Санкт-Петербург, украинский художник создал картину «Карусель», которая прославила его на весь мир: представлена на Х Мюнхенской международной выставке, она получила золотую медаль.
Самый значительный, самый продуктивный период творчества Мурашко начался с 1907 года, когда он вернулся к родным пенатам – в Киев, и который длился до 1919 года, вплоть до его трагической гибели. Именно на родине украинский мастер пишет такие шедевры: «Благовещение», «Солнечные пятна», «У пруда», «Прачка», «Крестьянская семья», изысканные портреты Веры Дитятиной, Веры Епанчиной, Людмилы Куксиной, своей жены Маргариты Мурашко – этот список удачных работ можно было бы значительно продолжить.
Помимо плодотворной творческой работы, Александр Мурашко занимался педагогической деятельностью, для чего в 1913 году открыл собственную художественную школу-студию и проводил активную гражданскую деятельность: он был одним из самых активных организаторов по созданию Украинской академии искусств, да еще работал в Художественном совете при Народном комиссариате образования.
«Портрет художника Николая Петрова», 1897-1898
«Похороны кошевого», 1900
«В кафе», 1902
«Парижское кафе», 1902
«Парижанки. Возле кафе», 1902–1903
«Девушка в красной шляпе», 1902-1903
«Девочка с собакой», 1903–1904
«Портрет Адриана Прахова», 1904
«Девушка в розовом. Портрет Н. Тараниной», 1904–1908
«Портрет Жоржа. Солнечные пятна», 1904–1908
«Анна Крюгер-Прахова со своим первенцем Владимиром», 1905
«Зима», 1905
«Карусель» (эскиз к картине), 1905
«Портрет Елены Праховой», 1905
«Портрет Яна Станиславского», 1905–1906
«Старый учитель. Портрет Николая Мурашко», 1906
«Благовещение», 1909
«Портрет Маргариты Мурашко», 1909
«Маргарита Августовна Мурашко в Венеции», 1909
«Собор Св. Марка в Венеции». Этюд, 1909
«Портрет Людмилы Куксиной», 1910
«Портрет архитектора Георгия Шлейфера», 1911
«На террасе». Этюд, 1913
«Крестьянская семья», 1914
«Прачка», 1914
«Продавщица цветов». Этюд, 1916–1917
«Женщина в черном», 1917
«Автопортрет», 1917
«Автопортрет», 1918
«Женщина с цветами», 1918
«Девушка с таксой»
«На качелях». Этюд
«Портрет дамы в сером»
«Портрет дочери художника Нестерова»
«Портрет старика»